|
Сыр-бор
вокруг появившейся в прошлом
году в "Кремниевой долине"
частной фирмы Napster возник еще в
декабре. Ассоциация
звукозаписывающих предприятий
Америки (RIAA) подала в суд на
компанию, которая создала
своего рода Интернет-толкучку,
позволяющую обмениваться
музыкой в формате МРЗ: дескать,
Napster способствует пиратству,
ибо распространяемые через
Интернет МРЗ-файлы часто
содержат нелицензированные
записи. Однако бесконечную
череду разбирательств,
связанных с пиратской музыкой
во всемирной компьютерной
паутине, впервые на этой неделе
пополнил иск против учебных
заведений. Культовая
рок-группа Metallica подала в суд
Калифорнии на фирму Napster и три
американских университета -
Йельский, Южной Калифорнии и
Индианский - за "массовые
нарушения авторских прав
коллектива, выражающиеся в
распространении
нелицензированных записей в
формате МРЗ". Именно в этих
вузах делались попытки
запретить использование
чрезвычайно популярного среди
американской молодежи сервера
Napster. Однако после массовых
студенческих протестов
руководство вузов отказалось
от блокирования музыкального
сайта. Студент по ту сторону
Атлантики в сущности мало
отличается от российского:
первый рад искать и скачивать
халявные музыкальные треки не
меньше, чем второй толкаться и
отовариваться на дешевом
пиратском аудиорынке у Дома
культуры им. Горбунова в Москве
("Горбушке").
Администраторов
университетских компьютерных
сетей в США, закрывавших своим
студентам доступ на странички
Napster, впрочем, волновали отнюдь
не морально-этические
соображения, согласно которым
пиратство - это зло. Они думали
о перегруженности своих сетей:
к примеру, университет штата
Индиана обнаружил, что
скачивание музыки составляло 50
процентов всего траффика.
Послушав же представителей
Metallica, можно представить себе
сотрудников университетов,
которые "не запретили
воровскую систему", чуть ли
не одноглазыми,
обезображенными шрамами и
татуировками компьютерными
волками, угрожающими
существованию цивилизованной
индустрии звукозаписи. По
оценкам юристов группы, ущерб
их стороны может быть оценен
более чем в 10 млн. долларов - по
100 тысяч долларов за каждую
украденную песню.
Предъявлять
претензии компании Napster,
предлагающей пользователям
свои Интернет-услуги, - все
равно, что обвинять в
содействии пиратам
производителей аудиотехники, с
помощью которой те тиражируют
контрафактную продукцию. Вести
тяжбу с магазинами, которые эту
технику продают, можно с тем же
успехом, что и подавать в суд на
университеты, являющиеся по
сути лишь
Интернет-провайдерами. По
американским законам
провайдер не обязан отвечать
за содержание материалов,
которые скачивают или
публикуют его клиенты.
Запретить
свободное распространение
музыки через Интернет - идея
столь же утопичная, как и
борьба с так называемым
бытовым пиратством. Вместо
того чтобы приобретать
компакт-диск, человек
переписывает его себе на
чистую кассету, в результате
чего авторы, исполнители и
производители фонограмм
получают за свою работу меньше
денежных знаков, чем могли бы.
Зато не избалованный тугим
кошельком меломан получает
возможность наслаждаться
творчеством кумира, которому с
таким положением вещей
остается лишь мириться. Metallica
могла бы последовать примеру
Маши из отечественной группы
"Маша и медведи". Когда к
девушке однажды подошел
поклонник с кассетой, на
которой была изображена
незнакомка в кожанке (по
свидетельству, Маши похожая на
Татьяну Овсиенко в молодости),
а рядом с ней медведь с банкой
меда, и попросил автограф, она
взяла и написала: "Маша и
медведи" - за пиратство!".
Ромуальд
Шидловский
|