Майк
Науменко мечтал о фраке и
старинном замке, а ему
приходилось пить в коммуналке
со случайными собутыльниками
Демидова Ольга
Есть
люди, которые при слове "рок"
начинают глотать валидол.
Они ненавидят нас и всех тех,
кто играет рок-н-ролл.
Майк
Науменко, "Право на рок".
Нет уже
людей, которые глотают валидол
при слове "рок". А рок-н-ролл
играют в Кремле. У "Кино",
"Крематория", "Секрета",
"Чижа", Свиньи и "Объекта
насмешек" был один учитель.
По мнению многих, человек №1 в
нашем рок-н-ролле и ритм-энд-блюзе
— Майк Науменко. Король,
умерший в тесной комнатушке
огромной ленинградской
коммунальной квартиры, где
громко топали тараканы. Он был
слишком добр и слишком поэт.
Студент
Ленинградского инженерно-строительного
института Василий Науменко был
совершенно не во вкусе его
сокурсницы Гали Брайтигам. Она
любила бойких и остроумных
шутников, а он читал ей Блока,
провожая пешком сквозь
барнаульские метели, куда ЛИСИ
эвакуировали во время войны. В
Ленинград, однако, вернулись
уже вместе. В 1946 году сыграли
свадьбу. Через год в семье
Галины и Василия Науменко
родилась дочь Таня. А еще через
восемь лет, в апреле 1955 года, на
свет появился сын.
Музыкой
маленький Миша не занимался.
Обожал листать энциклопедии и
словари, разбирался в марках
автомобилей, увлекался
самолетами. Это останется у
него на всю жизнь — итогом
станет потрясающая коллекция
моделей самолетов.
А
школьником он вдруг взялся
выпилить из дерева гитару.
Бабушка Надежда Ивановна
втайне от внука убеждала
родителей в необходимости
покупки инструмента. В конце
концов то ли на четырнадцатый,
то ли на пятнадцатый день
рождения Михаил получил в
подарок заветную гитару.
Радости у него в тот момент
было столько же, сколько у
Малыша из "Карлсона",
когда ему подарили щенка. Внук-меломан
часто ставил Надежде Ивановне
записи "Rolling Stones" и —
удивительное дело! — ей,
родившейся еще в XIX веке, очень
нравилась рок-музыка.
— А мы
мечтали, что он станет
авиаконструктором, — вздыхает
Галина Флорентьевна. — Нам
казалось, что музыка отвлекает
его от реальности.
После
школы Михаил Науменко по
настоянию отца поступил в ЛИСИ,
где Василий Григорьевич читал
лекции по гражданскому
строительству. Но после
четвертого курса бросил учебу
и с головой погрузился в рок-н-ролл.
"Мы
бродили без цели..."
Майк и
легендарный питерский
фотохудожник Андрей (Вилли)
Усов познакомились в кафе "Сайгон".
Тогда еще не было слова "тусовка".
Все встречались в 18.00, выпивали
по чашечке крепкого кофе и
обменивались новостями.
Науменко был младше всех.
В конце
70-х Майк играл с "Аквариумом".
Не имея еще своего "Зоопарка",
но желая все время звучать, он
вписывался в самые неожиданные
предприятия. Играл
англоязычные рок-н-роллы, пел
собственный репертуар.
—
Счастливое было время, когда мы
могли просто бродить по городу,
— вспоминает Вилли. — Вели
бесконечные разговоры, не
помню о чем, но помню, что они
были безумно интересными.
Совершенно исключительным
было в Майке знание западной
литературы, которую он читал в
оригинале. И еще —
великолепное знание
современной западной музыки.
Алексей
Рыбин, первый гитарист "Кино":
— Когда мы познакомились, Майк
был уже достаточно известен. А
мы... мы с Цоем были очень
удивлены, что в Ленинграде
существует еще кто-то, кроме
нас, кто играет и поет,
поскольку сами мы считали себя
лучшей группой города. С тех
пор несколько лет подряд все
написанные Витькой песни в
первый раз исполнялись у Майка
на кухне, и если Майк говорил,
что это — говно, никогда больше
не игрались.
"Кто
живет по законам иным и кому
умирать молодым..."
— В
нашем городе в то время было
два персонажа: Майк и
Гребенщиков, хотя сами они
близкими друзьями не были, — мы
сидим с Игорем (Пиночетом)
Покровским на скамейке во
дворе БГ.
...Молодой
человек в потертых, несколько
коротковатых джинсах и
клетчатой рубашке. Самопальная
джинсовая кепка с длиннющим
козырьком и сумка, специально
сшитая так, чтобы в нее можно
было складывать грампластинки.
Таким был Майк в 1976 году. Больше
всего его интересовали "диковинные
рекорда". К нему приклеилась
кличка Ленинградский Боб Дилан
— из-за того, что у Майка была
такая же манера говорить
немного в нос. — Это был
человек безумной
коммуникабельности и
жизненной активности, —
вспоминает его друг Игорь (Иша)
Петровский. — Ему постоянно
хотелось куда-то бежать, с кем-то
встречаться. Майк бесконечно
рассказывал какие-то истории:
про "Rolling Stones", про "Led
Zeppelin", про всех-всех-всех. Он
был таким фасонным юношей, так
манерно выражался! Его
артистичность не оставляла
равнодушным никого. Для Майка,
как, впрочем, и для нас всех
тогда, не было подвигом
проехаться через весь город,
чтобы послушать (даже не взять
с собой, а послушать!) новую
пластинку. С годами он здорово
изменился... Не в худшую или
лучшую сторону, а вообще.
Наташа
Наташа
Кораблева поселилась у бабушки
на Васильевском острове.
Заглянул как-то двоюродный
брат Вячеслав. Он играл тогда в
малоизвестной ленинградской
команде "Капитальный ремонт".
— Это
Майк, — представил своего
спутника.
Во всем
Ленинграде, наверное, не было
человека, который не слышал бы
имени Майка Науменко.
Второй
раз они встретились на свадьбе
Вячеслава. В разгар торжества
Михаил уехал на вечерний
спектакль в Большой театр
кукол, где в то время работал
радистом. А потом неожиданно
вернулся.
— Вот
тут уж все удивились! —
вспоминает Наташа. — А Майк
пригласил меня на репетицию.
Однажды Майк рассказал о новой
пластинке Дэвида Боуи, и я
пожелала немедленно ее
послушать. Я даже настаивала...
Майк, слегка удивившись такому
нахальству, привел меня к себе.
Плюньте в глаза циникам,
утверждающим, что все рок-музыканты
— самоуверенные бабники!
Бывают юноши трепетные и
прекрасно воспитанные...
Однажды
летним вечером, когда Наташа и
Майк любовались купчинскими
домами с балкона Иши
Петровского, Майк сказал: "Мечтаю
поселиться с тобой в старинном
замке, но могу предложить
только квартиру с родителями и
зарплату сторожа..."
Наташа
устроилась на работу в "Теплоэнерго",
где желающим предоставлялось
жилье. Поздней осенью ей
предложили комнату в
коммуналке на Боровой. Майк
переехал к ней в декабре.
Ему
нравился этот район — "места
имени товарища Достоевского".
Труднее было приспособиться к
коммунальному быту.
Мебель
вполне соответствовала стилю
квартиры. Диван Майк выменял на
пластинку у Леши Рыбина. Были
две большие белые табуретки,
две маленькие, стремянка,
которая служила одновременно
буфетом и шкафом для одежды,
катушечный магнитофон и
старенький проигрыватель. А
еще был телевизор. Его подарил
друг Родион как вещь
совершенно необходимую для
семейного счастья. Майк тут же
принялся смотреть все подряд,
даже программу "Время".
При этом спорил с гостями на
кружку пива: что раньше скажут
— "100 тысяч чего-нибудь"
или "Леонид Ильич Брежнев".
— Если
бы Бог был, — сказал Майк
однажды, — то я дал бы ему в
рожу за то, что здесь
происходит!
Потихоньку
обживались. Обои цвета малярии
и гепатита скрылись под
плакатами и фотографиями
хороших людей. Напротив дивана
висел большой постер Марка
Болана. Марком звался и их
будущий сын...
Женька
В начале
весны 1981 года Наташе пришлось
лечь в больницу. Когда ее
выписали, Майк потащил ее в
загс. Свадьбу справляли весело
и смело. Скромные работницы
советского загса были
шокированы: у брачащихся не
нашлось ни одной свидетельницы,
зато было целых два свидетеля
— Иша и Родион. После
официальной части было решено
переместиться в трехкомнатную
квартиру друзей, где не было
никакой мебели. В одной из
комнат складировались ящики
сухого вина. Майк встречал
гостей около кафе "Сайгон".
В пиджаке, с галстуком, в
стильной рубашке, он был похож
на Пола Маккартни в молодости.
Через
несколько дней после рождения
сына в гости к Майку почти в
полном составе заявился "Аквариум"
— поглазеть на малыша,
выяснить, на кого похож, и
выпить чего-нибудь крепкого за
общее здоровье. Узнав, как рок-н-ролльные
родители собрались назвать
родившегося в "совке"
кроху, Михаил Файнштейн
покрутил пальцем у виска:
— С ума
сошли! На меня посмотрите — мне
фамилия всю жизнь испортила, а
вы сына хотите Марком назвать!
А если, Майк, у него нос как у
тебя будет?
Родители
одумались. На раздумья ушел
месяц. Предлагаемые варианты —
Артем, Михаил или Александр —
не устраивали Майка. В конце
концов Наташа не выдержала:
— Вот
возьму и назову Евгением, раз
ты ничего более подходящего не
придумал!
— А что?
Пусть будет! — согласился Майк.
В начале
82-го года у Майка поселились
Цой с Рыбой. Ночевали в его
комнатушке... под столом. Цою
очень нравилось возиться с
маленьким Женей.
— Меня
всегда удивляло, с какой
ловкостью Цой управлялся с
Женькой, — улыбается Наташа. —
Можно было подумать, что он уже
вынянчил пару-тройку детишек
или по крайней мере младшего
братика...
На
Боровой
Длинный,
как в вагоне, полутемный
коридор. С потолка мрачно
свисают три пыльные лампочки,
разделяя его на равные части.
Три окна на правой стене, но
солнечного света мало. С левой
стороны то и дело открываются
двери. Их семь. Ровно посредине
— комната Майка. Сейчас здесь
никто не живет.
Светлана,
соседка из третьей комнаты,
ставит передо мной тарелку с
яичницей-болтуньей. Здесь, в
Питере, даже еда отличается от
московской.
— Ешь,
ешь, — она кладет на стол вилку.
— Майк очень любил яичницу с
колбасой. Бывало, выйдет на
кухню, поздоровается в сотый
раз, приготовит себе и ребенку
яичницу и опять скрывается в
комнате вместе со сковородкой.
А водку как он пил! В граненом
стакане один к трем водой из-под
крана разбавлял.
Он
никогда не сидел с гитарой на
кухне. Зато в комнате самого
Майка постоянно происходили
тусовки-гулянки. Почти каждый
день приезжали поклонники из
других городов. Прямо с вокзала
приходили сюда. Всегда — с
бутылкой чего-нибудь спиртного.
Знакомцы
приносят к тебе вино —
Им лестно с тобой пить.
И ты думаешь, что все они —
хорошие люди,
Ведь иначе и не может быть.
И они приходят, и они уходят,
И их прощания безмерно пылки.
Но в конечном итоге тебе
остаются
Лишь грязная посуда и пустые
бутылки.
И потом они говорят о тебе:
"Он мой лучший друг, я с ним
пил!"
А ты не помнишь имена этих "лучших
друзей",
Они ушли, и ты их забыл.
(Майк
Науменко, "Выстрелы")
"Каждый
день — праздник в нашей жизни"
Рассказывают,
Майк был подчеркнуто
обходителен. Именно его
невероятная тактичность
порождала бесконечную
вереницу гостей в четвертой
комнате коммуналки на Боровой.
Даже самые недостойные отлуп
получали только в крайнем
случае.
Никто не
заметил, когда и почему Майк
стал все больше времени
проводить дома. В нем появились
леность и апатичность. "Зоопарк"
был самой гастролируемой в
СССР группой. В перерывах между
бесконечными поездками Майк
любил лежать на диване и
смотреть телевизор. Даже когда
кто-нибудь приходил и Майку
приходилось подниматься, он
все равно никогда не выключал
телевизор.
— Ему
вообще никуда не нужно было
идти: к нему все приходили сами,
— рассказывает Марианна Цой. —
В магазин за вином отправлялся,
как правило, кто-нибудь из
гостей.
— Когда
мы утром просыпались и
тянулись к бутылке, — с
грустным смехом рассказывает
Александр (Саша-с-Кримами)
Старцев, друг и собутыльник, —
Майк всегда говорил: "С
праздничком тебя, Александр!"
По
первости я всегда удивлялся:
— С каким это?
— Каждый день — праздник в
нашей жизни, — отвечал Майк, и
мы выпивали.
Майк
погрузнел, потерял легкость и
постоянное желание куда-то
двигаться, которым так удивлял
знакомых еще несколько лет
назад. Говорят, Борис
Гребенщиков, с которым они
теперь почти не общались,
поругивал его за такую "безалаберность".
— Если
бы Майк не пил и относился
внимательно к таким вещам, как
социальный статус, — Марианна
делает долгий глоток, — то
развитие нашей музыки пошло бы
совсем по другому пути, а
именно — ритм-энд-блюза.
Его
окружение просто не понимало,
что творит. Очень многие
приезжали издалека. Поглазеть
на Майка, выпить с ним, чтобы
потом всем рассказывать... Он
был всегда согласным
собутыльником. Друзья и "недрузья,
незнакомцы" не желали ему
зла. Такой был стиль жизни. Но
каждый день пить с друзьями и
поклонниками — и при этом
переводить не только статьи в
западных журналах, но и книги;
быть начитанным настолько, что
собеседники частенько
тушевались; писать песни,
которые до сих пор поет страна...
"Мы
молчали и слушали..."
Говорят,
в доме Майка никогда не
случалось срывов и драк. Потому
что к нему приходили не
выяснять отношения, а учиться
рок-н-роллу.
— А для
того чтобы научиться играть
рок-музыку, — объясняет
Алексей Рыбин, — нужно, как
сказал профессор
Преображенский в "Собачьем
сердце", молчать и слушать.
Мы молчали и слушали. Слушали
Майка, который переводил нам
статьи из "Melody Maker" и
"Rolling Stone", и пластинки,
которые он для нас ставил — T.Rex,
Боб Дилан, Лу Рид, то, что он сам
играл для нас и то, чего мы
нигде не могли услышать, кроме
как у него дома.
Временами
Майк мечтал ходить во фраке, в
чем-нибудь черно-бархатном.
Вальяжность была ему к лицу.
— Всю
свою жизнь он играл в звезду
рок-н-ролла, — рассказывает
Вилли. — Это проявлялось во
всем: в рисуночках домашних, в
манере говорить, причем
говорить очень забавно. Меня он
в разговоре все время называл
на "вы". Например: "А
знаете, Вилли..." Казалось, он
чувствовал, что на него все
время смотрят со стороны, и
желал подать себя необычным
образом. Театр одного актера.
Как правило, такая манерность
очень быстро надоедает и
становится навязчивой, но
фасонность делала его более
интересным и еще больше
привлекала. Помимо того что
Майк был интеллигентен,
образован и непрактичен, он был
еще и прекрасным поэтом и
человеком, очень тонко и
правильно чувствующим музыку.
Чего нельзя сказать о 99%
отечественных музыкантов.
Рок-н-ролл
не был для него способом
зарабатывания денег. Майк
удивлялся, как ребенок: "Я
занимаюсь любимым делом, а мне
еще за это и деньги платят!"
Конечно,
он мечтал об аппаратуре для
группы, о хорошей гитаре, о
студии. Казалось, что еще чуть-чуть
— и все будет. Но чуда не
происходило. Деньги появлялись
и исчезали, добрый дядя на
горизонте не показывался, а как
умудряются иметь хороший
аппарат другие музыканты, Майк
понимал с трудом.
Очень
своеобразно Майк относился к
иностранцам: словно боялся, что
его могут заподозрить в
корыстных интересах, и на
всякий случай становился в
позу.
Однажды
приятель привел в гости
барышень из Голландии. Майк
читал, полеживая под одеялом.
— Ты бы
встал, дамы все-таки, —
попросила Наташа.
— Пусть думают, что такие наши
русские обычаи!
Так и общался, и пиво из банки
пил лежа.
В другой раз приехал
американец — брать у Майка
интервью. Разговор шел на
английском, довольно долгий и
интересный. Прощаясь,
журналист протянул пачку
дорогих сигарет.
—
Спасибо, я курю только "Беломор",
— отказался Майк вежливо, но в
лице сильно изменился. Долго
еще возмущался тем, как его
унизили.
Король
умер
Его
друзья принимали правила игры,
прекрасно вписываясь в новую
жизнь. А он посиживал на белой
полосе и смотрел, как
"...
каждый спешит по делам,
все что-то продают,
все что-то покупают,
постоянно споря по пустякам..."
— Он
достиг славы и успеха. Объездил
весь Советский Союз. Больше ему
ничего не хотелось, — Старцев
выпивает очередную рюмку
разбавленного спирта за упокой
души. — Майк не подсуетился
вовремя. Он был рок-музыкантом,
а не бизнесменом. Ему было все
равно, будет у него "Мерседес"
или велосипед, потому что он
чувствовал себя рок-звездой, но
при этом никогда не страдал
звездной болезнью... У него
перестали рождаться песни...
Майк пришел в себя лишь к 91-му
году — за несколько месяцев до
собственной смерти. А до этого
был бесконечный чес по стране:
"Зоопарк" играл песни,
написанные Майком несколько
лет назад...
Александр
Храбунов, гитарист "Зоопарка"
и сосед по коммуналке:
— Я
вернулся с работы часа в три
дня, уставший как собака. Саша
Марков, сосед из шестой комнаты,
сказал мне, что Майк упал в
коридоре. "Он до сих пор спит,
и знаешь, мне кажется, лучше бы
нам позвонить его маме!" Так
мы и сделали. Но, видит Бог,
никто из нас не предполагал,
что с Майком может случиться
что-то серьезное.
Голос
Галины Флорентьевны немножко
дрожит:
— Мы не знали о том, что сын
сильно пил в последние годы.
Наташа скрыла это от нас.
Сказала, что не хотела
расстраивать.
Когда
Майк и Наташа расстались, мама
предложила Мише переехать к
ним.
— Он собирался переезжать,
когда я выйду из отпуска.
Поэтому я и позвонила в
квартиру на Боровую 27 августа.
К телефону подошел кто-то из
соседей.
— Майк спит, — сообщили из
телефонной трубки.
А через
какое-то время Галине
Флорентьевне позвонили со
словами: "Вы знаете, Майк все
еще спит и как-то странно
храпит. Может быть, вам лучше
приехать?"
Врачи
"скорой" сказали, что
пациент нетранспортабелен, и
оставили хрипевшего Майка в
покое. Через несколько часов
другая бригада констатировала
смерть Михаила Васильевича
Науменко "в результате
кровоизлияния в мозг".
Одни
считают, что с бросанием пития
заканчивается творчество.
Другие уверены, что с первой
рюмкой наступает его смерть...
В любом
маломальском городке с
населением больше ста тысяч
есть люди, которые начнут
топать-хлопать-прыгать, стоит
только запеть "Моя сладкая
N" или "Пригородный блюз".
— Мы
всегда называли его Мишей. Или
Миней, — говорят Науменко-старшие.
— Только сейчас, с очень
большим трудом, мы начали
называть его, как все, Майком.
Санкт-Петербург
— Москва
|