|
Интервью гитариста
Арии Владимира Холстинина
Володя,
на вашем сайте еще накануне
новогодних праздников
появилась основная информация
о новом альбоме - список песен,
фрагменты двух треков в виде
аудиофайлов, название альбома...
Давай начнем с последнего - как
появилось название "Химера",
и скрывается ли за ним некий
смысл, быть может, даже
объединяющий все песни в
подобие концепции?
"Альбом
получил свое название по
первой песне, которой как раз и
оказалась "Химера". А
насчет концепции - нет, мы ведь
не Pink Floyd!".
Но
мы уже привыкли к тому, что
многие ваши альбомы - как 'Кровь
За Кровь', к примеру - имели
некую общую идею.
"Дело
в том, что все люди в группе
выросли, у них появились
убеждения, порой несовместимые
с убеждениями других. Например,
есть верующие, есть неверующие...
у кого-то есть свои собственные
политические взгляды, и так
далее, а потому написать "единые"
тексты невозможно, каждый
пишет свою песню сам".
То
есть теперь не существует
тотального контроля над
процессом создания альбома со
стороны главных "диспетчеров",
Холстинина и Дубинина?
"Да,
новый альбом записывается
вообще без продюсера, и каждый
делает свои песни, не
вмешиваясь особо в дела других.
Терентьев, например, сам
занимался и текстами к своим
песням, и аранжировками...".
И
гитары в своих песнях вы тоже
прописывали сами?
"Конечно.
В моих песнях гитары
прописывал я, он - в своих. Соло
мы, естественно, писали для
всех песен совместно, ведь
нужно же будет их еще и на
концертах играть. А так каждый
из нас свою работу выполнял
самостоятельно. Это произошло
не потому, что мы, скажем, имеем
что-то друг против друга -
технологически проще
прописывать два раза одну и ту
же ритм-партию одной и той же
рукой. Так что к разногласиям в
группе это не имеет отношения,
просто все работают
самостоятельно и без
руководства со стороны
продюсеров. С одной стороны это
хорошо, потому что у каждого
есть полная свобода действий, а
с другой - невозможно
спрогнозировать, когда весь
процесс записи закончится".
А
не получится ли, что именно из-за
отсутствия надзора за
процессом создания альбом
может получиться слишком
эклектичным?
"Мне
кажется, что беда сольных
альбомов не то, что их
записывали бесталанные люди, а
то, что в массе своей они, как
правило, однообразны. В нашем
же случае, когда все музыканты
придерживаются примерно
одного направления в музыке,
это должно сработать только в
плюс и украсить общую картину,
придав альбому разнообразие,
которого не достает, когда
делаешь все один. Мне не
кажется, что это зло, а, быть
может, как раз удачное решение.
Когда в группе собираются люди,
которые сами ничего не делают,
не творческие личности, а
просто исполнители - тогда
тяжелее, потому что кому-то
одному приходится делать все и
принимать все решения.
Задействована одна голова, и в
результате все получается
однообразно. Мы с Дубининым
столкнулись с этим, когда
делали альбом 'Игра С Огнем',
который мы полностью написали
и аранжировали вдвоем. И
несмотря даже на то, что лично
мне он очень нравится, я знаю
что, по общим оценкам, он
немножко монотонный. А сейчас у
нас группа получается очень
разносторонняя: каждый
музыкант личность, каждый
пишет песни. Такой вот букет,
или коллаж, мне очень нравится,
поскольку то, что делает,
например, Терентьев, я бы сам
никогда не сочинил, мне бы
такое и в голову не пришло. И
это здорово. Даже по отзывам в
Интернете видно, что две песни,
которые мы выложили на нашем
сайте, поделили слушателей -
кому-то нравится одна песня,
кому-то другая".
Кстати
об этих файлах - после их
прослушивания мне показалось,
что на этот раз вы изрядно
откорректировали звучание
инструментов. Скажем, когда в
преддверии выхода альбома 'Генератор
Зла' я точно также прослушал
"Грязь" и "Отшельник"
в виде файлов mp3, мое внимание
сразу привлек очень тяжелый
гитарный звук. На этот же раз
мне показалось, что гитары
звучат несколько суше...
"Конечно
же, кое-что изменилось в самом
процессе записи, а уж в лучшую
сторону или нет - посмотрим.
Изменились некоторые чисто
технические моменты: другая
последовательность микрофонов,
другие приборы обработки звука,
и т.д. Все это делалось не
специально, просто мы
постоянно работаем над звуком,
и вот на этот раз получился
такой результат. С другой
стороны, изменения произошли в
мелочах, и я не думаю, что они
могли кардинально повлиять на
результат".
А
еще я заметил, что изменения
произошли и в части самого
музыкального материала.
Некоторые мелодические ходы и
гармонические
последовательности не
укладываются в привычные для
Арии стандарты. Вы не боитесь,
что кто-то из слушателей скажет,
прослушав ваш новый альбом: "А
Ария ли это вообще?".
"Я
помню очень хорошо свои
впечатления, когда вышла
пластинка "Burn" группы Deep
Purple. Я же ожидал совсем другого
риффа, как минимум "Smoke On The
Water", и вдруг услышал такое...
У меня тоже был шок, я подумал:
"Да что же это такое, разве
это можно слушать?" Но
буквально через несколько
месяцев... да нет, каких месяцев
- через несколько дней - я ходил
и говорил, что это самая лучшая
пластинка в мире! Конечно, если
играть все время то, чего от
тебя ждут, ты, на первый взгляд,
никогда не ошибешься и всегда
будешь выдавать то, что все
хотят слышать. Но ведь
подсознательно человек всегда
хочет услышать что-то новое,
хотя и говорит, что ему нужно
постоянно то же самое. И если ты
будешь играть всегда то же
самое, то никогда не выиграешь,
поэтому надо все время
рисковать".
В
прошлом году мы с тобой
говорили о твоем активном
желании использовать в
дальнейшем на альбомах группы
столь неметаллический
инструмент, как мандолина. Тебе
удалось воплотить свою мечту в
жизнь?
"К
сожалению, мандолине в этот раз
не повезло, ей места не нашлось,
хотя я пытался пристроить ее
куда-нибудь... Пришлось
оставить игрушку дома! Зато
буквально вчера я
присутствовал на репетиции,
где мы обсуждали возможность
использования в одной из песен
флейты. Это песня про вампира (она
так и называется - "Вампир"),
и она в средней части такая...
тревожная, грустная. Я старался
сыграть соло на гитаре... и ты не
поверишь - песня написана два
года назад, и все это время я
пытался поиграть там какое-то
соло... Там вообще два соло -
одно из них было сочинено через
пятнадцать минут после песни, а
второе не сложилось и за
полтора года! Потом я сел и три
недели его сочинял, придумал
штук тридцать разных вариантов,
и мне ни один не нравился. Потом
я попросил сыграть Терентьева.
Он сыграл, я успокоился на
какое-то время, но через месяц
понял, что это опять не то -
просто паранойя какая-то! Я
чувствую, что это не то, не
ложится гитарный звук на песню.
Песня сама по себе очень
необычная, когда ты ее услышишь,
то поймешь, что у нас до этого
никогда не было таких песен
вообще. Я пошел к своему другу и
попросил его сыграть это соло
на флейте. Он подумал три дня,
сделал несколько звуков, и я
сразу понял, что это как раз то,
чего мне не хватало в этой
песне, хотя он и не сыграл
конкретно ту партию, которую
мне хотелось, а мы всего лишь
опробовали инструмент. Я думаю,
что через неделю мы это соло
запишем. Это, конечно, тоже
будет эксперимент на грани
фола, но я не думаю, что нас
обвинят в опопсении из-за
флейты!".
А
как ты представляешь себе
исполнение этой песни на
концертах?
"Об
этом я пока не думал, надо
сперва сделать качественную
запись, и там уже будет видно. А
вообще у меня есть мечта - наш
Сергей Терентьев по
образованию флейтист, и я его
все время уговариваю взять
себя в руки и начать играть на
флейте на концертах, но он
постоянно отказывается. Я
надеюсь, что когда песня уже
будет готова, мне удастся его
уговорить, и он вспомнит былое.
Хотя я ему все время говорю: "Смотри,
я ведь на мандолине научился
играть, хотя до этого никогда
не играл на ней!" - но он все
никак не может отважиться. Но
ничего, мы еще поборемся с ним!
Пока нельзя утверждать
наверняка, но я почти уверен,
что свою задумку с флейтой я
реализую, если остальные
музыканты не будут против - у
нас ведь все-таки демократия!
Эйдриан Смит однажды сказал:
"В группе тебя всегда ждет
большой компромисс", - и я с
ним на 150% согласен".
На
какой стадии готовности сейчас
находится альбом "Химера"?
"Пока
еще не спето три песни, потому
что у нас заболел Кипелов, в
связи с чем запись затянулась.
С ним ничего страшного не
произошло, просто это такое
заболевание, после которого
требуется долгий
реабилитационный период".
Связана
ли каким-либо образом задержка
с записью и выпуском альбома с
вашей извечной "производственной
проблемой" - затянувшимся
процессом написания
Маргаритой Пушкиной текстов?
"Я
свои гитары записал еще в
августе, а в сентябре мы
сыграли последние соло и
записали последние клавиши. И с
тех пор мы занимаемся только
записью вокала. Насчет
Маргариты я, честно говоря, не в
курсе, потому что для этого
альбома я с ней ни одной вещи не
сочинил, и все четыре мои песни
были сделаны с Елиным. Я ему
очень благодарен, мне давно
чего-то такого не хватало, и я
получил огромное удовольствие
от работы со старым другом. Мы
же с ним сделали первые два
альбома группы, и я рад тому,
что он, наконец, вернулся в
Россию. Земля обетованная,
конечно, вещь хорошая, но он же
наш человек, чего ему там
делать?".
Вы
ведь всегда с ностальгией
вспоминали, как легко и быстро
было в прежние времена
работать с Елиным...
"Нет,
сейчас это был достаточно
долгий процесс, мы писали
каждый текст по несколько
месяцев, потому что то, что было
тогда - это другой уровень.
Теперь у нас совершенно иной
подход, все гораздо серьезнее.
Но мне очень нравится
результат, которого мы с ним
добиваемся в конце. Дело в том,
что он более гибкий человек, и
если ему говоришь: "Елин, ты
полное говно написал!" - он в
ответ: "Да? Ну Вова, я сейчас
все переделаю". Потом звонит,
допустим, через день: "Я все
переделал, послал тебе почтой...
Не обламывай меня, я же
стараюсь!" То есть он гибкий
человек и всегда готов к работе.
А Рита все-таки женщина и
критику воспринимает очень
болезненно".
Насколько
я понял с твоих слов, твоему
перу на новом альбоме
принадлежат четыре песни. А
каков авторский вклад
остальных твоих коллег?
"Да, у
меня четыре песни - одна в
соавторстве с Кипеловым, он мне
там просто помог. Еще четыре
сочинил Дубинин, две -
Терентьев, и одну сделал
Кипелов самостоятельно".
Кипеловская
вещь - опять баллада?
"Нет,
это песня про любовь, но
быстрая, по темпу она примерно
как "Грязь", и называется
она "Путь в никуда". А
балладой неожиданно
разродился Дубинин, написал
прекрасную медленную песню.
Мне она очень нравится, но, к
сожалению, она еще не спета,
потому что текст к ней написали
позже всего ".
Ну
что же, учитывая тот факт, что
новый альбом еще не завершен,
на этом остановимся и будем
дожидаться выхода компакта. А
сейчас давай обсудим ваши
прошлогодние юбилейные
концерты в Москве и Питере,
состоявшиеся в конце октября.
Как возникла идея собрать для
этих представлений всех,
начиная от Грановского и
Маврина, и заканчивая тем же
Елиным?
"Эта
идея витала в воздухе, потому
что мы все между собой общаемся,
и у нас хорошие отношения,
потому что все обиды, даже если
такие и были, остались далеко в
прошлом. Я давно заметил, что
когда людям нечего делить, у
них всегда прекрасные
отношения, как только нам стало
нечего делить, мы тут же все
помирились".
В
таком случае почему не было
Большакова?
"С
Большаковым произошла
печальная история. Он сейчас
стал глубоко верующим
человеком. Сперва он дал
согласие работать в этом
концерте, но потом увидел на
афише тыкву, символ праздника
Halloween. А поскольку Halloween, как
Андрей сказал - язычество, то он
не смог переступить через свои
убеждения, и пришлось нам
выступать без него... (Вздыхая)...
Короче. Один я безбожник
остался в коллективе. Мне все
равно, я и не знал, что это Halloween.
А если у тебя день рождения в
Halloween? А если ты родился в один
день с Гитлером, то что теперь,
не нужно праздновать? А вот
Большаков... Просто 30 октября у
нас вышел первый альбом,
поэтому и получилась вся эта
история. Мы ему объясняли сто
раз, что наш концерт не имеет
никакого отношения к этому
празднику..."
Ну
и убрали бы эту тыкву с афиши, в
чем проблема?
"Да не
мы же ее нарисовали, какая-то
дизайнерская фирма... Мы же не
проследили! Лично для меня
несущественно, что там
нарисовано, я даже и не смотрел.
Точно также однажды был случай,
когда дизайнер изобразил
перевернутую звезду на обложке
альбома "Лучшие песни". А
потом мне позвонил Терентьев и
сказал, что так нельзя, и что
звезду нужно повернуть обратно.
Я говорю: "А какая разница?"
- "Как какая разница? Ты что,
не понимаешь, что это символ ...кого-то
там". Эта звездочка была во
лбу у монстра, и она как раз
хорошо его характеризовала. А
потом получилось, что монстр
тот же, а звездочка у него
пятиконечная, только что не
красная, октябрятская! Я не
знаю, хорошо это или плохо. Я
перевернул ее, раз вопрос имеет
для него такое значение... Мне
трудно понять верующих людей, я
сам не верю ни во что, кроме
своих собственных сил, а потому
я, попадая в такие ситуации,
просто не знаю, что нужно
делать".
А
хоть посмотреть концерт
Большаков пришел?
"Нет, к
сожалению не пришел. Конечно,
очень хотелось сыграть вместе
"Волю и разум", пришло
столько людей - восемь с
половиной тысяч человек! Для
Большакова праздник не
получился. Зато были
Грановский, Удалов, Маврин,
Елин, т.е. практически все
музыканты, за исключением
Молчанова, который находится в
Бельгии и недостижим, да еще
Покровского, но это не самая
большая потеря. А вот
Большакова все, конечно, очень
хотели увидеть - все-таки автор
четырех песен, эпохальных в
истории группы. Одна только "Воля
и разум" чего стоит! Как ему
пришло такое в голову? Она
похожа, конечно, на Judas Priest, да и
вообще очень простая песня, но
все почему-то говорят, что
именно такой она и должна быть!
Причем мне это говорят люди,
довольно образованные в плане
музыки. Они говорят: "Чего вы
все пишете? Вот что надо играть
- "Воля и разум"". Я
отвечаю: "Ты же слушаешь джаз,
ну как ты можешь заставлять
писать такую музыку? Я так не
умею, это только Большаков
может, да и он, наверное, уже не
может". Это у него было
откровение какое-то, а потом и
Елин написал вот такие строчки,
на первый взгляд тоже
дебильные...".
Давай
вновь вернемся к тем концертам.
Какие ощущения ты испытывал,
стоя на сцене бок о бок со
своими старыми товарищами?
"Безусловно,
находиться на одной сцене с
Грановским и Мавриным было
очень приятно. Это подобно
встрече с горячо любимым
человеком, другом или девушкой,
которого не видел десять лет,
когда вспоминаешь только
хорошее, что у вас было, а все
плохое уже забылось давно. Все
началось с поезда, по дороге в
Питер. Дело в том, что у нас есть
ритуал - в поездах напиваться
до беспамятства, потому что
советские поезда в больших
количествах переносить
невозможно. Когда едешь в
поезде впервые - это еще
терпимо, все в новинку. Но если
на поездах ездишь каждую
неделю, то надо принимать какие-то
меры. А меры всегда одни и те же
- обожраться до
бессознательного состояния, не
видеть ничего вокруг и, как
Стиви Уандер, думать при этом,
что мир сказочно красив! И вот
когда мы достали бутылку водки
и сказали Маврину: "Серега,
пить будешь?", - он ответил:
"Конечно нет, ведь завтра
концерт". Но через три часа
хождений по вагону он все же
зашел к нам в купе, сел...
Поскольку я начал на три часа
раньше его, ты мы с ними выпили
еще пару рюмок, а потом я ничего
не помню. Проснувшись часа
через четыре, я увидел Маврина
сидящим на том же месте и с
абсолютно стеклянными глазами!
И тут я понял, что ничего не
изменилось, что Сергей такой же,
как и раньше, и что он как будто
бы никуда от нас не уходил. И
вот такие пьяные мы и поехали
дальше на работу - правда, до
концерта оставались еще целые
сутки".
Ну
хорошо, а не намереваетесь ли
вы ознаменовать выход нового
альбома очередной грандиозной
концертной акцией?
"Сейчас
идет речь о концерте в
Олимпийском, куда мы
рассчитываем собрать
шестнадцать тысяч человек.
Конечно, сначала должен выйти
новый альбом. А потом, если
повезет, весной попробуем
поднять это дело. Это будет,
конечно же, не рядовой концерт,
потому что нужно очень сильно
постараться, чтобы пригласить
столько зрителей. Идеи уже есть,
планы у нас наполеоновские, так
что будем работать над этим!".
Антон
ВОЛКОВ
Журнал
"Dark City", 2001 г., . 3
|