|
Борис
Гребенщиков ("Аквариум")
1994-й год,
Дом на Пушкинской, 10, офис "Аквариума".
Просторная, экзотически
украшенная комната, в центре -
небольшой стол за которым и
разместились Ведущие
программы "Российский рок"
и гостеприимный БОРИС
ГРЕБЕНЩИКОВ.
РР:
Начнем мы с вопроса
глобального - интересно ли для
тебя сегодняшнее время,
которое считается - и не без
оснований - меркантильным?
БГ: Я не
замечаю ничего меркантильного,
потому что как оно все и было,
так все и есть. Если люди
заинтересовались возможностью
получить деньги, значит они
знают, что с этими деньгами
делать. Если раньше сложно было
купить DAT, то теперь несложно.
Если раньше была одна гитара,
то теперь на концерте
ДДТшников я вижу, что на сцене
этих "Фендеров" валяется -
ну просто штабелями. Я сижу и
радуюсь - замечательно! Так что
деньги - это просто средство.
Важны цели, для которых они
используются.
РР:
После юбилейного концерта рок-клуба
во дворце спорта "Юбилейный"
всем стало ясно, что в
классическом своем составе
Аквариум перестает
существовать. Было совершенно
неясно, что же будет дальше. Но
практически сразу у тебя
появился новый коллектив и
новые песни. Они зарождались
еще в недрах старого Аквариума,
или были написаны уже после?
БГ: Скажу
более- Когда был сыгран этот
концерт в марте 91-го года,
последний концерт старого
Аквариума, то многие его
участники - не скажу про себя -
странным загадочным образом
излечились от многих
внутренних болезней, которые у
них были. Чисто физических. Это
стояло как мощная
энергетическая преграда, как
пробка, и поэтому, когда эту
пробку совместными усилиями
вышибли, и эта тень перестала
висеть, то и люди вылечились, и
у меня песни новые пошли.
РР:
То есть они пошли тогда, после
расставания. А вот "Иван да
Данило" - эту песню можно
отнести к этому же периоду?
БГ:
Знаете, разницы между "Иваном
да Данилой", "Вавилоном",
"Аристократом" и
"2-12-85-06" нет никакой - это
одна и та же песня. Если ее
можно отнести к позднему
периоду - отлично, значит, мы
добились, чего хотели.
РР:
А как концертная деятельность
у вас сейчас - география
обширная?
БГ: Три
года мы мотались по стране, как
угорелые, проехали ее два раза
из конца в конец, и просто
сказали - хватит! Потому что
можно ездить дальше - нас любят,
мы везде собираем полные залы,
зарабатываем какие-никакие, но
деньги, так, чтобы ребята могли
жить. При этом всем, если мы
поедем еще раз по России, уже
будет Ленконцерт. Это будет уже
чес, а чес - это та самая пробка,
которая встает и перекрывает
абсолютно все. Вот мы и решили
завязать и заниматься этим
только тогда, когда нам почему-то
этого очень хочется.
РР:
То есть старый Аквариум тоже
был такой пробкой?
БГ:
Естественно, потому что старый
Аквариум все что мог сделал в 84-м
году, в 87-м все это печатью
припечатал, а потом пошли
стадионы.
РР:
А почему тогда появилась мысль
воссоздать Аквариум, пусть и в
новом составе? Ведь это же
продолжение идеи?
БГ: По
очень простой причине: когда
тот Аквариум кончился,
появился БГ- бенд - он даже
названия не имел. Просто группа,
играющая определенный набор
песен, который под эту группу и
писался, и только с ней должен
был быть сыгран. Когда эти
песни были отыграны, прошло
полтора года, и эта формация
закончила свое существование,
иначе опять пошел бы чес. То
есть группа очень чуткая
развалилась сама сразу, в один
день, и больше не встречалась
никогда. Но уже были задатки
чего-то нового - был "Летчик"
и "Царь сна", которые та
группа физически играть не
могла, не получалось. Ну и если
остался Сакмарыч, который
также играл в Аквариуме, если
появился Тит- Тут вот еще какая
история: Аквариум - это ведь не
я, не Тит, не кто-то еще из людей
в нем игравших, это
определенная идея. На "Треугольнике",
например, есть песня "Генивер",
к которой я не имею вообще
никакого отношения. Есть еще
пара таких песен. Но это все
равно "Аквариум". Тоже
самое, что "Битлз" - это все
таки не отдельные люди, это
очень определенный подход к
сложению музыки.
РР:
Да, но если бы сейчас появились
бы кто-то, назвавшиеся "Битлз",
это бы все равно не были "Битлз"-
БГ:
Совершенно верно, потому что
была бы не та идея. Это была бы
имитация их идеи или что-то еще-
Здесь ведь речь идет о создании
какого-то нового музыкального
пространства, мира, а законы по
которым все это создается
такие же как и в 75-м и в 85-м году.
РР:
А если бы сейчас "Битлз"
воссоединились, было бы это на
твой взгляд воплощением идеи?
БГ: Идея
"Битлз" кончилась для меня
на "Белом альбоме". То, что
было после- Это долго объяснять,
и, может быть, об этом вообще
нет смысла говорить, но "Битлз"
на этой двойной пластинке
кончились - это был распад,
полный и окончательный, и это
никак не связано с их личными
взаимоотношениями. Идея,
которая у них была, она дошла до
своего пика, потом какое-то
время посуществовала, и
перестала существовать.
РР:
Вернемся, однако, к вашей
деятельности. Ты как-то
рассказывал, Борис, что в БГ-Бенд
музыканты попадали сложными,
чуть ли не мистическими путями.
С новым Аквариумом было также?
БГ: Мы
сели с Сакмаровым и стали
думать - что нам делать дальше,
потому что песни эти были, и
было ясно, что этим дело не
ограничится. Кого будем брать в
басисты? Сакмаров говорит: "Вот
есть Тит (Александр Титов -
басист "А" классического
состава)". Я сказал, что Тит
вроде бы другими делами занят.
"Да ни фига он не занят!" Мы
встретились с Сашкой, и с
первой же секунды встал вопрос
о том, что и как конкретно
делать, других вопросов не
возникло - знакомы мы уже
десять лет, и все тараканы
личные, которые между нами были,
все разбежались. Было понятно,
что Алексей Павлович Зубарев -
неотъемлемая часть всего этого.
Вот уже четыре. С ударником мы
подумали, и Тит сказал: "Нужно
Рацена (Алексей Рацен - экс-барабанщик
группы "Телевизор")",
хорошо, стали играть с Раценым.
Сначала совсем друг друга не
понимали, но в то же время у
меня все время было ощущение,
что скоро это все пройдет. И
действительно, вот скоро уже
два года, как это все работает
словно машина, и все очень
довольны. Андрей Вихарев
появился сам по себе , прямо с
первой репетиции. Я очень долго
не мог понять, что он вообще
делает, но знал, что этому есть
место. И сейчас, его дело - одна
из составляющих, интегральная
часть и этого звука, и подхода,
и образа.
РР:
Как ты думаешь, Борис, люди все
еще по привычке приходят на
старый Аквариум или уже на
новый? "Давай "Старика
Козлодоева"! кричат?
БГ:
Честно скажу, нет, и даже "Поезд
в огне" не кричат, потому что
с БГ-Бендом мы пытались как
можно больше воды оставить
между Аквариумом и собой, и это
удалось практически сразу.
Люди чувствуют, что это нечто
новое, БГ-Бенд послужил некой
пропастью между старым и новым:
это было по ту сторону Бенда, а
то по эту. И то, что происходит
теперь, вообще не имеет
никакого отношения к старому
Аквариуму, по счастью. Если
кому-то нравится старое - ради
бога, все это есть на кассетах и
CD - слушайте на здоровье.
РР:
Все большие концерты проходят
в основном в двух столицах, а на
периферии интерес к рок-н-роллу
не угас?
БГ (задумчиво):
Да нет. Упадка никакого не
наблюдается, везде какие-то
группы существуют. Другое дело,
что все это разрозненно и
зачастую не очень интересно из-за
отсутствия систем
коммуникаций, но когда они
появятся, все придет в норму.
РР:
На сегодняшний день, Аквариум -
это аккомпанирующий тебе
состав или все - таки группа?
БГ: Когда
существует понятие Аквариум,
не существует ни единого
человека. То есть Гребенщикова
там тоже нет. Если группа
играет, то играет вся вместе, на
сцене нет ни единой личности
как таковой. Там присутствует
некая система, которая играет
музыку и очень тащится, делая
это. А отдельные люди могут
быть до сцены и после сцены,
лично я это так вижу.
РР:
Но слова и музыку пишешь ты.
БГ:
Потому что мне хочется
соблюсти- м-м-м- какое-то
определенное качество. Когда я
сам пишу, я, по крайней мере,
могу гарантировать это
качество.
РР:
А есть ли произведения, которые
по тем или иным причинам не
вписываются в рамки Аквариума?
Если есть то, что ты
собираешься с ними делать?
БГ: Есть
некоторое количество очень
старых вещей, которые найдут в
свое время свое место в общей
системе того, что мы делаем, и
многие из них к понятию
Аквариум вообще не имеют
отношения никакого.
РР:
Недавно вышел компакт-диск "Пески
Петербурга", где достаточно
старые песни записаны в новых
вариантах. Будут ли еще
выпускаться подобные версии
старых неизданных песен?
БГ: На
"Песках Петербурга" вышли
песни, которые действительно
никогда не были записаны. У
этого альбома было подназвание,
которого почему-то не
оказалось на выпущенной
пластинке - "Песни
воображаемых 80-х", то, как
звучали бы эти песни тогда,
если бы их тогда же сыграла эта
группа. Это наше воображаемое
прошлое. Может быть выйдет
очень странный альбом. Если это
случится, а зависит это не
только от нас, но и от всякого
рода мистических факторов -
такой "Биг Хитс" от
Аквариума. Вот они все будут
сыграны по-новой, специально
как плевок в морду моим
собственным концепциям, что
песню можно записывать только
один раз. Мы специально сделаем
- опять-таки если все получится
- ряд очень известных песен так,
как они должны звучать в 1994-м
году. Потому что "Искусство
быть смирным", как мы играем
его сейчас, совсем не такое, как
на "Радио Африка", и мне
новый вариант тоже нравится,
даже больше прежнего, на данный
момент. Это шаг спорный, но мне
лично, по-хамски, интересно это
сделать. Я это делаю для своего
удовольствия, в конце концов.
|