|
Петр
Николаевич Мамонов (Zвуки Му)
(беседа
проходила в номере гостиницы
"Октябрьская", где
остановился Петр Николаевич,
на следующий день после
концерта группы "Звуки Му",
где музыканты представляли
свой новый альбом "Грубый
закат". На дворе стоял 1994-й
год)
О
МУЗЫКЕ СЕГОДНЯ
В музыке
сейчас очень интересные вещи
происходят. Одно время, в конце
80-х, был некоторый такой пустой
период - попытались было
народную музыку играть,
африканские мотивы разные,
этнические дела - все что-то не
выходило. Было время, когда в
Англии ходишь по пластиночным
магазинам и нечего купить, все
так себе. А сейчас молодежь
поднялась очень хорошая,
сильная, да и не только
молодежь - все, что
отпочковалось от металла и
пошло в сторону очередного
протеста против обыденности и
скуки взрослой. Столько
появляется интересных новых
музыкантов, только успевай
записывать! Люди типа Nine Inch Nails,
Butthole Surfers я люблю, Jane's Addiction, White
Zombies. Сейчас полно всего, и эти,
которые из рэпа вышли - Stereo MC's -
мне очень нравятся. Раntera очень
хорошая группа. И вот
посмотришь дневное MTV, все
вроде бы в порядке, а
послушаешь этих парней, Beck'a в
частности, то начинаешь
понимать, что состояние
общества, и западного тоже,
жуткое. Потому что вот эти люди,
они молодые, и они нам
рассказывают лучше всяких
газет о том, как дела. "Гвозди"
играют - они как у тебя дома,
прямо здесь, честные, крутые,
молодые. И они жужжат как
угодно. Естественно это все
чуть-чуть сделанное, но не в
этом дело. Они говорят тебе, что
тупик полный, неизвестно что-
Денежное стремление,
затоваривание - это не жизнь.
Куда дальше, где корни? Полный
аут! Мы забываем еще, что конец
века, предощущение чего-то
нового и лучшего, а пока весь
век, оглядываешься - одна кровь
и ужасы. Ну хватит уже этого!
О
НОВАТОРСТВЕ
Нового
вообще ничего нет. Кто-то
сказал из древних: "Тот, кто
видел четыре времени года, тот
видел все". Страшная мысль,
но это так. Поэтому очень
хорошо, что происходит не
возвращение к старому, а
движение к истинному, к
подлинности возврат.
Обогащенный, конечно, high tech и
прочее. И вроде бы они думают,
что они другие, новые - ничего
подобного! Вот и мы были такие в
16 лет - крутые, все это заварили.
О
САУНДЕ ПРОШЛЫХ ЛЕТ, О МУЗЫКЕ И
МУЗЫКАНТАХ
Я
собираю винил - очень люблю
виниловый звук, и конечно,
когда я слушаю Jimmy Page 65-го года,
или 64-го Clapton'a с John'ом Mayаll'ом -
вот там саунд, вот где звук!
Сейчас опять туда все
возвращается. Некоторая музыка
ушла, а некоторая нет.
Послушайте Bluechear, там люди так
играют, что просто караул! А как
яростно играл в 21 год на гитаре
Clapton, а John Mayall и Bluesbreakers! Да много
людей хороших - Captain Beefheart,
например. Я и Дайану Росс
раннюю слушаю с удовольствием,
тоже такой звук там! Какие
кайфы. Ohaio Players -детройтский
звук, что вы, фантастика! Можно
бесконечно разговаривать, как
это издано, с какой любовью, как
оформлено. Сейчас многие
пытаются к старому саунду
вернуться - через технологии,
еще как-то. И это случается,
потому что время пришло. Там
зачастую все неправильно, все
криво - это не важно. Но это
американская музыка, вообще
вся музыка в Америке. Я раньше
тоже думал - вот Англия, Beatles,
Kinks. А откуда корни-то у них, как
не из Америки? Европа - это
всегда рамки, консерватизм,
традиции, очень трудно из всего
этого вырваться. Это нам
кажется, что там свободное
общество - это не так, там масса
условностей. А в Америке
действительно свобода,
насколько это возможно в
общественном устройстве
вообще. Любое общество давит
личность, и с годами идея
анархии становится все более
понятной.
МАЙЛЗ
ДЭВИС
Музыкой
Майлза Дэвиса мы хотим
озвучить наш спектакль по
Маркесу - "Полковнику никто
не пишет". Есть у него такой
двойной альбом, где играет
много знаменитых джазовых
музыкантов - Джо Завинул,
Хенгри Хенкок, все, все, все. Они
еще в самом начале, они молодые,
они еще не очень знают чего как,
и вот Дэвис все это скрепил, и
там такая чума получилась!
Интересная вещь: до сих пор это
свежая музыка. Дэвис вообще
голова. Жалко, что такие люди
умирают - Заппа, Дэвис. Я вот жил
и знал, что ага, скоро будет
новый альбом, и он нам что-нибудь
еще расскажет, и что-нибудь еще
придумает - у него каждый
альбом жемчужина. С Колтрейном
какая пластинка - ох! Оба в
форме, не под кайфом, а в форме.
Там в начале второй пластинки
этого двойника есть интервью с
Колтрейном небольшое - там
умные вопросы, то да се.
Джазовый критик говорит: "Вы
непредсказуемо-адекватно-завуалированно-клевый!"
Колтрейн переспрашивает: "Что?
Извините, какой я?" По -
честному, не прикалывается,
негр честный и молодой, просто
спрашивает: "Как вы сказали?
Что я, какой? Мне бы хотелось
еще раз услышать".
ДЖЕЙМС
БРАУН
Джеймс
Браун как играет - там огромный
ансамбль, так дает - бесполезно
разговаривать! Он на
пластинках пишет про себя -
Министр новейшего супер
тяжелого фанка - просто отдых!
King Records и собственное лицо - я
самый главный! Ну конечно, он
король. В 62 года сел на два
месяца в тюрьму за то, что жену
железной трубой отходил. А за
что? Она сказала, будто Джеймс
ее на кайф подсадил. "Я тебя
подсадил?! Да это ты меня на
колеса-" - и трубой. Правильно,
правильно отчасти. Хотя все это
происходит в вилле на Майами-бич,
но все как следует, жизнь идет
дальше.
ЭРИК
КЛЭПТОН
Я вообще
люблю Клэптона, считаю, что у
него очень мало плохого, меньше,
чем у остальных. Может быть у
меня несколько субъективное
отношение, потому что мне
посчастливилось попасть на его
концерт в 1990-м году в Royal Albert Hall,
в Лондоне. Шел на него так
спокойно, думал: "Старичок,
чего-нибудь спокойно там
изобразит" - ничего
подобного! В этом бархатном
зале, где дорогие билеты, дамы в
драгоценностях и золоте, где
Эрик Клэптон считается высшим
классом, он начал играть и я
плакал! Я был не под кайфом,
ничего такого, чистый-Просто
потому что он остался один по
жизни, и вот он , как раненая
птица-неважно ошибки там какие-то-
все как учили - и улетел. Вот это
Клэптон - как он хранит такое
ощущение в себе?! Ну это же не
Rolling Stones убогие, карикатура на
неизвестно что, козлиное ревю
это - ну что это такое?! Они
давно, лет десять уже не те. Так
же нельзя, надо меняться. Это
типичная упряжка - пашут люди и
все. Они, правда, объясняют это
очень спокойно, Кейт Ричардс
говорит: "А нам в кайф это
делать!" Лукавит немножко -
не очень-то в кайф, раз Билл
Уайман ушел. Его легко понять -
надоело, ну сколько можно одно
и тоже! Но это, наверно, надо для
общего уровня: вот Rolling Stones есть.
Но я их не слушаю, я все стер, за
исключением одной пластинки -
"Вeggars Banquet", где немножко
современный звук, акустика и
такой скрежет есть - хорошая
пластинка.
О
ТОМ, КТО ЕСТЬ КТО В МУЗЫКАЛЬНОМ
МИРЕ
Когда мы
выезжали на Запад, то сыграли
там несколько концертов с
действительно крутыми
группами - Residents и Pere Ubu . На одно
из выступлений Лори Андерсон
зашла нас поздравить - все
очень просто, спокойно. Там, вы
знаете, нет такого отличия, что
вот это звезды какие-то. Они же
не звезды на самом деле. Звезды
вот Rolling Stones, Madonna - туда
действительно доступа нет. А
эти, скажем так, музыкальная
интеллигенция. Upper middle class, выше
среднего - люди, живущие
достаточно обычной жизнью. Они
просто заняты искусством,
поиском в нем чего-то своего. Tom
Waits из той же оперы. Они не
считают себя
профессиональными рок-звездами,
они музыкальные
экспериментаторы. Даже Заппа
не так уж знаменит в Америке -
кто-то слышал, кто-то нет. И это
все наш круг был, насколько я
смею надеяться. Мы работали как-то
в одной студии, и Джордж Мартин
входит: "Здравствуйте,
ребята, очень приятно, что вы
здесь". Люди эти прекрасно
понимают, общаясь с молодыми
или малоизвестными
музыкантами, и стараются
создать обстановку
комфортного сотрудничества,
показать, что нету барьера, что
все нормальные, интеллигентные,
достойные, приличные люди. Вот
они умудрились создать нам
такую обстановку - в частности,
Брайан Ино очень сильно занят
был. И мы себя почувствовали
через некоторое время очень
хорошо. Не на равных, не надо
иллюзий о том, что мы все равные.
Кто-то сделал больше, кто-то
просто талантливее, кому-то
больше лет, больше опыта, но все
достойно внимания. И был,
конечно, очень приятный климат
- мы и с Питером Габриэлом
встречались, и с Джоном Полом
Джонсом, и я понял, что чем выше
уровень, тем человек проще и с
ним легче.
ОБ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РОК-МУЗЫКЕ
У нас
сейчас много таких групп, вроде
"Роллингов". Не буду имен
называть, потому что товарищи
все, которые устроились на
одном, и все - наверное всю
жизнь будут это играть. Ну это
же-ну что это такое, а?! В нашей
же музыке наоборот какое-то
освобождение такое, не надо
больше "Мы вместе" или "не
вместе", да просто играй,
чтобы кайф был и все. Вот нам
так нравится играть - три
гитары и ударник, как The Kinks.
Надо только учиться, учиться
всему - "а как там?", и
смотреть, и слушать, и
врубаться. Наши музыканты
вообще очень мало музыки
слушают. Это странно очень, это
как писатель без библиотеки.
Приходишь к такому, а у него
даже собрания записей или
пластинок нет. "Да я как-то
так, по телеку", - говорит. Но
это плохо, неправильно. Я
никогда не делаю скидок, что
это, мол, Запад, а это у нас -
нельзя так! Из нашей музыки я
слушаю Васю Шумова, "Центр".
И старое и новое - новое мне
меньше нравится, но есть
интересные моменты. Люблю, как
не странно, очень ранний
Аквариум, акустический,
домашний - но это больше
настальгия. Очень мало - а кого?!
Ну надоело, все одно и тоже! Я
уверен, что молодые кампании
есть какие-то, но пока ничего не
доходит.
О
СВОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ
Я
никогда не сочинял песни на
момент, я сочинял следуя тому,
что внутри меня, а ни что вокруг.
А из внешнего брал просто некие
признаки как кубики для
собственного конструктора.
Песни, где этих внешних примет
много - то вот ушло, а некоторые
остались. А музыка устаревает,
поэтому можно оставить слова, а
ее слегка видоизменить. Я
слушаю наши записи, их люблю
больше всего, мне по кайфу, чего
я делаю. Я ставлю, сам играю - у
меня самообслуживание. Если
мне нужна музыка - я сам
придумал, записал, поставил и
балдею, думаю : "Ой как там
здорово!"
О
ЗВУКАХ МУ
Звуки Му
существуют с 82-го года и
пережили разные этапы. То, что
группа возродились снова со
старым названием, не связано
никак ни со временем, ни с
переменами, просто так
захотелось. Произошло это
следующим образом: я
возвращался из Америки, и в
самолете мне пришло в голову,
что хорошо бы возродить Звуки
Му. Хорошее же было название, мы
его с Лешей придумали, с братом.
И приехал в Москву, ребятам
сказал: "Ну-ка, давайте так!".
И никаких интриг за этим, что
старая группа была чуть-чуть
против, а мы вот так, им
наперекор - ничего этого не
было. Сегодня одно название,
завтра другое, послезавтра
третье. Некоторые люди
усматривают за всем этим
причины, порожденные шоу-бизнесом,
что, мол, имя Звуки Му будет
лучше продаваться- Конечно,
немножко лучше будет
продаваться, но и имя Мамонов
тоже уже звучит, и на концерты
"Мамонов и Алексей"
приходит не меньше народа. По
большому счету, что Звуки Му,
что Мамонов и Алексей - это не
более чем названия, ярлыки.
Суть одна: она всегда была
такая, что я, вот, такой,
родившийся с определенными
способностями, и группа людей,
которые вокруг этого
объединяются, понимают это,
участвуют, и помогают это
осуществлять. А как это не
назови - хоть там Кирилл
Антоныч - это буду я и
единомышленники мои.
О
ВРЕМЕНИ
Время -
штука тонкая. Я, например,
отлично помню, как мне было
десять или одиннадцать лет, и
это было как будто вчера -
именно те ощущения- Здесь
нахожусь не весь я - начавшись
там, я надеюсь еще буду
неизвестно где. У каждого есть
свой сопровождающий во времени
- у кого-то бог, у кого-то общий
смысл, космос. У кого-то что-то
еще. Так-то вот. А если говорить
о времени сегодняшнем, то
сейчас радостная жизнь.
Молодые люди, может быть в силу
лет, таковым его не считают, но
они не знают, как было жить году
в 71-м, 75-м. Глухо дело было. Я
недавно посмотрел хронику и
поразился тому, как люди
выглядели - это все идут в серых
пальто, оказывается. Просто
Китай какой-то! И конечно, когда
мы выходили с длинными
волосами, с бубликами на руках -
все это движение хиппи здесь с
нас и начиналось, с людей наших
лет - конечно это был шок. А с 85-го
года быстро время пошло. Другое
дело, что нужен еще
приблизительно такой же
отрезок времени, ну скажем 5-10
лет, чтобы это все осмыслить. Я
недавно был в Америке, и меня
все время преследовало какое-то
смутное ощущение чего-то
невыполненного. И тут вдруг я
впервые осознал: ага, мне не
надо никому ничего покупать,
везти. Никаких коробок там,
шмоток, все у нас есть. Это
мелочи? Не-а, это не мелочи, я
себя почувствовал достойным,
абсолютно равным членом
людского сообщества. Так что
изменения огромные и в лучшую
сторону, конечно. Можно все, от
вас, от меня зависит, насколько
разовьешься, насколько не
будешь лениться - можно и денег
массу заработать, и духовно что-то
получить. Создать какие-нибудь
то ли клубы, то ли магазины - да
все, что хочешь, жизнь
распахнута. А страшны две вещи:
беспомощность стариковская и
кровь. Жалко стариков, которые
всю жизнь прожили там, в том
времени, и сейчас абсолютно
незащищены. Вот об этом надо
думать, но это опять же не решит
Ельцин там какой-нибудь, или
Иван Иваныч. Это решим мы все -
те, кто в силу своего таланта,
кто удачлив, кто в работе, будем
иногда вспоминать, и от каких-то
своих средств хотя бы какие-нибудь
крохи отделять-Вот, рядом
живущим, не где-то там в фонд
какой-то, а вот, на лестнице
бабушка живет, и ей иногда
отдавать старые вещи или
немного денег. Я думаю так,
всякие мелкие такие нормальные,
человеческие дела. Не надо
думать, что мы сейчас сядем на
пару лет, составим все законы -
за эту пару лет очень многие
умрут, ведь есть надо каждый
день. И война, конечно, Чечня,
вот. От нас это все вдалеке,
конечно, а у жены нашего
барабанщика, например,
родители в Грозном. И вот оно -
совершенно реальная эта кровь -
вот это ужасно. И может быть как-нибудь,
если мы будем играть, будем что-то
активно делать, выпускать
музыку - может быть мы как-то
оттянем чуть-чуть, смягчим
ситуацию. Вот так мы стараемся
ко времени относиться. Я имею
ввиду нашу группу - мы все люди
пожилые уже. И если смотреть на
время таким образом, то какие-то
основные истинные ценности
остаются, а ложные, мелочь
вокруг этого шуршит себе и все.
|